Конспект занятия "Профессиональная этика журналиста"

10.09.2014 16:38

 

Елизарова Валентина Михайловна

педагог дополнительного  образования

МБОУ ДОД «Дом детского творчества»

муниципального района Иглинский район РБ

 

Тема занятия: «Профессиональная этика журналиста»

Предмет: занятие объединения «Экологическая журналистика»

Программа: модифицированная образовательная программа «Экологическая журналистика»

Тема занятия: Профессиональная этика журналиста

Тип занятия: изучение нового материала

Формы обучения: занятие

Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, поисковое, проблемное

Технология:  развивающее обучение, ИКТ

Методы преподавания:

  1. Словесные (работа с текстом, выступления обучающихся)
  2. Наглядные
  3. Практические (выполнение заданий)

Цель занятия: сформировать представление о профессиональной этике журналиста.

Задачи:

Обучающие:

- обозначить роль профессиональных этических принципов журналиста в  профессиональной деятельности журналиста;

- раскрыть отдельные положения кодекса профессиональной этики журналиста.

Развивающие:

- развить аналитические способности и познавательный интерес обучающихся к журналистской деятельности.

Воспитательные:

- развить чувство ответственности и самостоятельности;

- развить коммуникативные навыки;

- повысить уровень мотивации к самостоятельной работе над изучаемым материалом.

Оборудование: текстовые средства (памятки, рабочие тетради); средства, визуальные средства (учебная доска, магнитная доска, карточки со словарными словами, с заданием на дом).

Этапы занятия:

  1. Подготовительный этап. Инициация – 3  минуты.
  2. Погружение в тему. Целеполагание, постановка проблемы – 2 минуты.
  3. Формирование ожиданий обучающихся – 5 минут.
  4. Проработка содержания темы – 30 минут.
  5. Подведение итогов (рефлексия, оценка) – 3 минуты.
  6. Домашнее задание – 2 минуты.

 

Ход занятия

1. Подготовительный этап

Приветствие. Настрой на занятие. Метод «Поздоровайся локтями».

2. Погружение в тему. Целеполагание, постановка проблемы

Метод погружения в тему «Вхождение в тему занятия».

Обращение педагога к группе: Представим ситуацию: «Вы работаете над проблемным репортажем о людях с ограниченными возможностями. Собираете материал о том, что не созданы условия для инвалидов: нет специальных трамплинов и т.д. Вас пригласили на мероприятии для детей с ограниченными физическими возможностями. Во время съемки по ступеням зала пытается спуститься ребенок и падает. Вы запечатлели этот момент на видеопленку. И он, отражает суть вашего сюжета. Вопрос: Станете ли вы использовать данный видеоматериал в своей работе? Почему?

Обучающиеся отвечают.

Обращение педагога к группе: каждый человек, где бы он ни работал, и какие обязанности не выполнял, имеет определенные принципы. Есть принципы и у отдельных профессий (врачи, стражи порядка, учителя и др.). Профессия журналиста и оператора, относится к таким. И на сегодняшнем занятии мы поговорим как раз об этом.

(Звучит тема занятия).

  1. Формирование ожиданий обучающихся

Метод выяснения ожиданий и опасений «Фруктовый сад».

4. Проработка содержания темы

Метод «Инфо-угадайка».

Обращение педагога к группе: прежде чем мы перейдем к этике профессиональной, остановимся подробнее на понятии «этика». Что это такое?

Обучающиеся отвечают: совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной общественной среде.

Обращение педагога к группе: исходя из этого, дадим определение профессиональной этике.

Обучающиеся отвечают: совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной профессиональной группе.

Педагог обращает внимания на словарное слово: профессиональная этика.

Сообщение теоретических сведений по теме.

Обращение педагога к группе: «Свобода слова»? – что означает это выражение?

Обучающиеся отвечают: возможность говорить то, что думаешь.

Комментарий педагога: вместе с правом на свободу слова, человек, работающий в средствах массовой информации, получает и определенные обязанности, несет ответственность за свою деятельность.

Профессиональными журналистскими ассоциациями были созданы документы, в которых собраны главные принципы профессии в области политики, этики и морали.  На территории РФ, основные этические принципы профессии четко сформулированы в «Кодексе профессиональной этики российского журналиста». Но прежде чем мы перейдем к изучению основных положений этого документа, давайте познакомимся с исходными этическими принципами, которых обязаны придерживаться и журналист и оператор:

  1. Достоверность в изложении фактов.

Комментарий обучающихся.

Комментарий педагога: факт и мнение должны быть четко отделены друг от друга. «Зрители и слушатели не должны заимствовать из передач личные взгляды ведущих и репортеров, – говорится в рекомендациях знаменитой британской вещательной корпорации. – Хорошая журналистика помогает зрителям и слушателям всех убеждений сформировать свое собственное мнение». Зритель или слушатель не должен даже догадываться о мнении журналиста по тому или иному поводу.

  1. Полнота информации.

Обращение педагога к группе:  существует выражение: «Неполная правда – хуже лжи». Прокомментируйте? (Пример, новости советского времени).

Комментарий обучающихся.

Комментарий педагога: элементы правды создают иллюзию правдивости.

Работа в подгруппах.

Обучающиеся делятся педагогом на подгруппы (2 человека в каждой).

Весь материал по теме находится на рабочих столах ноутбуков.

Обращение педагога к группе: перед тем как приступить к работе, давайте вспомним ТБ.

Педагог обращает внимания на словарное слово: «кодекс».

Задание №1,  для 1 подгруппы.

Из кодекса профессиональной этики российского журналиста, представленного в виде документа на рабочем столе, выбрать 10 положений, отражающих суть исходных принципов журналистики. Выбор обосновать.

Задание №1, для 2 и 3 подгруппы.

На рабочем столе у каждой подгруппы находится заранее подготовленный педагогом вариант задания, с перечнем отдельных положений кодекса профессиональной этики российского журналиста. Необходимо изучить информацию, и пересказать суть некоторых положений.

Релаксационная пауза.

Обращение педагога к группе: перед тем как перейти к рассмотрению основных положений кодекса профессиональной этики журналистов я предлагаю вам ряд дыхательных упражнений. Добывая информацию, журналисту часто приходится сталкиваться с препятствиями, стучаться в закрытые двери. Чтобы выполнять поставленные задачи максимально эффективно, и без вреда для собственного здоровья необходимо владеть собой. Этому способствуют дыхательные упражнения, которые к тому же снимут усталость и повысят мозговую активность.

Метод релаксации «Земля, воздух, огонь и вода»

Первичная проверка понимания изученного и закрепление новых знаний.

Каждый из обучающихся, после знакомства с рядом принципов озвучит и прокомментирует минимум 2 положения из кодекса.

Дополнение педагога: кодекс профессиональной этики принят Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 г. (Москва)

Педагог напоминает место нахождения данной информации в распечатанном виде, а так же в электронном варианте.

Обращение педагога к группе:  Теперь, когда мы познакомились с основными положениями кодекса профессиональной этики журналиста, я предлагаю вам выполнить еще одно задание.

Задание №2. Читает выдержку из интервью. Необходимо: проанализировать образцы интервью и выбрать те варианты, которые учитывают основные положения кодекса профессиональной этики. 

Ответ. Верные варианты: №7, №8, №11, №13. Допустим вариант №10.

Выявление качества и уровня овладения знаниями (тестирование).

Обращение педагога к группе: Выполняя это задание важно опираться на знания, полученные вами ранее, а так же на профессиональные этические принципы, которые мы рассмотрели на занятии.

Обращение педагога к группе: Я предлагаю вам самостоятельно оценить результаты теста. Для этого необходимо в этом же документе выделить столбики В и D.

Обращение педагога к группе. Я бы хотела заострить ваше внимание на словарных словах, которые я вынесла в левой части доски. Откройте рабочие тетради и занесите туда новые словарные слова.

Блиц опрос.

Обращение педагога к группе:  наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, какую тему мы изучали сегодня?

Обучающиеся отвечают: профессиональная этика оператора и журналиста.

Обращение педагога к группе:  назовите исходные этические принципы, которых обязаны придерживаться журналист и оператор.

Обучающиеся отвечают: достоверность в изложении фактов и полнота информации.

Обращение педагога к группе:  Назовите отдельные положения кодекса профессиональной этики журналиста и оператора.

Обучающиеся отвечают: обязаны соблюдать законы своей страны. Признавать и уважать право физических и юридических лиц не отвечать на вопросы.  Сохранять профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Уважать авторские права. Придерживаться принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное. Обязаны избегать употребления оскорбительных выражений и др.

Обращение педагога к группе:  сформулировать определение – «Профессиональная этика журналиста и оператора».

Обучающиеся отвечают: профессиональная этика – этические принципы, которых журналист и оператор должны придерживаться в своей профессиональной деятельности. Они нашли свое отражение в кодексе.

5. Подведение итогов (рефлексия, оценка)

Метод рефлексии «Зеленый, синий, красный».

Оценка занятия.

Педагог предлагает заполнить анкеты, в которых необходимо поставить галочку около выбранного утверждения.

  • Мне все понравилось –
  • Мне ничего не понятно –
  • Мне было интересно –
  • Мне было скучно –
  • Мне было легко –
  • Мне было трудно –

6. Домашнее задание

Домашнее задание: проанализировать и дать развернутый ответ на поставленный в карточке вопрос.

—————

Назад


Koнтакт

Дом детского творчества