Елизарова Валентина Михайловна
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Дом детского творчества»
муниципального района Иглинский район РБ
Тема занятия: «Профессиональная этика журналиста»
Предмет: занятие объединения «Экологическая журналистика»
Программа: модифицированная образовательная программа «Экологическая журналистика»
Тема занятия: Профессиональная этика журналиста
Тип занятия: изучение нового материала
Формы обучения: занятие
Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, поисковое, проблемное
Технология: развивающее обучение, ИКТ
Методы преподавания:
Цель занятия: сформировать представление о профессиональной этике журналиста.
Задачи:
Обучающие:
- обозначить роль профессиональных этических принципов журналиста в профессиональной деятельности журналиста;
- раскрыть отдельные положения кодекса профессиональной этики журналиста.
Развивающие:
- развить аналитические способности и познавательный интерес обучающихся к журналистской деятельности.
Воспитательные:
- развить чувство ответственности и самостоятельности;
- развить коммуникативные навыки;
- повысить уровень мотивации к самостоятельной работе над изучаемым материалом.
Оборудование: текстовые средства (памятки, рабочие тетради); средства, визуальные средства (учебная доска, магнитная доска, карточки со словарными словами, с заданием на дом).
Этапы занятия:
Ход занятия
1. Подготовительный этап
Приветствие. Настрой на занятие. Метод «Поздоровайся локтями».
2. Погружение в тему. Целеполагание, постановка проблемы
Метод погружения в тему «Вхождение в тему занятия».
Обращение педагога к группе: Представим ситуацию: «Вы работаете над проблемным репортажем о людях с ограниченными возможностями. Собираете материал о том, что не созданы условия для инвалидов: нет специальных трамплинов и т.д. Вас пригласили на мероприятии для детей с ограниченными физическими возможностями. Во время съемки по ступеням зала пытается спуститься ребенок и падает. Вы запечатлели этот момент на видеопленку. И он, отражает суть вашего сюжета. Вопрос: Станете ли вы использовать данный видеоматериал в своей работе? Почему?
Обучающиеся отвечают.
Обращение педагога к группе: каждый человек, где бы он ни работал, и какие обязанности не выполнял, имеет определенные принципы. Есть принципы и у отдельных профессий (врачи, стражи порядка, учителя и др.). Профессия журналиста и оператора, относится к таким. И на сегодняшнем занятии мы поговорим как раз об этом.
(Звучит тема занятия).
Метод выяснения ожиданий и опасений «Фруктовый сад».
4. Проработка содержания темы
Метод «Инфо-угадайка».
Обращение педагога к группе: прежде чем мы перейдем к этике профессиональной, остановимся подробнее на понятии «этика». Что это такое?
Обучающиеся отвечают: совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной общественной среде.
Обращение педагога к группе: исходя из этого, дадим определение профессиональной этике.
Обучающиеся отвечают: совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной профессиональной группе.
Педагог обращает внимания на словарное слово: профессиональная этика.
Сообщение теоретических сведений по теме.
Обращение педагога к группе: «Свобода слова»? – что означает это выражение?
Обучающиеся отвечают: возможность говорить то, что думаешь.
Комментарий педагога: вместе с правом на свободу слова, человек, работающий в средствах массовой информации, получает и определенные обязанности, несет ответственность за свою деятельность.
Профессиональными журналистскими ассоциациями были созданы документы, в которых собраны главные принципы профессии в области политики, этики и морали. На территории РФ, основные этические принципы профессии четко сформулированы в «Кодексе профессиональной этики российского журналиста». Но прежде чем мы перейдем к изучению основных положений этого документа, давайте познакомимся с исходными этическими принципами, которых обязаны придерживаться и журналист и оператор:
Комментарий обучающихся.
Комментарий педагога: факт и мнение должны быть четко отделены друг от друга. «Зрители и слушатели не должны заимствовать из передач личные взгляды ведущих и репортеров, – говорится в рекомендациях знаменитой британской вещательной корпорации. – Хорошая журналистика помогает зрителям и слушателям всех убеждений сформировать свое собственное мнение». Зритель или слушатель не должен даже догадываться о мнении журналиста по тому или иному поводу.
Обращение педагога к группе: существует выражение: «Неполная правда – хуже лжи». Прокомментируйте? (Пример, новости советского времени).
Комментарий обучающихся.
Комментарий педагога: элементы правды создают иллюзию правдивости.
Работа в подгруппах.
Обучающиеся делятся педагогом на подгруппы (2 человека в каждой).
Весь материал по теме находится на рабочих столах ноутбуков.
Обращение педагога к группе: перед тем как приступить к работе, давайте вспомним ТБ.
Педагог обращает внимания на словарное слово: «кодекс».
Задание №1, для 1 подгруппы.
Из кодекса профессиональной этики российского журналиста, представленного в виде документа на рабочем столе, выбрать 10 положений, отражающих суть исходных принципов журналистики. Выбор обосновать.
Задание №1, для 2 и 3 подгруппы.
На рабочем столе у каждой подгруппы находится заранее подготовленный педагогом вариант задания, с перечнем отдельных положений кодекса профессиональной этики российского журналиста. Необходимо изучить информацию, и пересказать суть некоторых положений.
Релаксационная пауза.
Обращение педагога к группе: перед тем как перейти к рассмотрению основных положений кодекса профессиональной этики журналистов я предлагаю вам ряд дыхательных упражнений. Добывая информацию, журналисту часто приходится сталкиваться с препятствиями, стучаться в закрытые двери. Чтобы выполнять поставленные задачи максимально эффективно, и без вреда для собственного здоровья необходимо владеть собой. Этому способствуют дыхательные упражнения, которые к тому же снимут усталость и повысят мозговую активность.
Метод релаксации «Земля, воздух, огонь и вода»
Первичная проверка понимания изученного и закрепление новых знаний.
Каждый из обучающихся, после знакомства с рядом принципов озвучит и прокомментирует минимум 2 положения из кодекса.
Дополнение педагога: кодекс профессиональной этики принят Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 г. (Москва)
Педагог напоминает место нахождения данной информации в распечатанном виде, а так же в электронном варианте.
Обращение педагога к группе: Теперь, когда мы познакомились с основными положениями кодекса профессиональной этики журналиста, я предлагаю вам выполнить еще одно задание.
Задание №2. Читает выдержку из интервью. Необходимо: проанализировать образцы интервью и выбрать те варианты, которые учитывают основные положения кодекса профессиональной этики.
Ответ. Верные варианты: №7, №8, №11, №13. Допустим вариант №10.
Выявление качества и уровня овладения знаниями (тестирование).
Обращение педагога к группе: Выполняя это задание важно опираться на знания, полученные вами ранее, а так же на профессиональные этические принципы, которые мы рассмотрели на занятии.
Обращение педагога к группе: Я предлагаю вам самостоятельно оценить результаты теста. Для этого необходимо в этом же документе выделить столбики В и D.
Обращение педагога к группе. Я бы хотела заострить ваше внимание на словарных словах, которые я вынесла в левой части доски. Откройте рабочие тетради и занесите туда новые словарные слова.
Блиц опрос.
Обращение педагога к группе: наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, какую тему мы изучали сегодня?
Обучающиеся отвечают: профессиональная этика оператора и журналиста.
Обращение педагога к группе: назовите исходные этические принципы, которых обязаны придерживаться журналист и оператор.
Обучающиеся отвечают: достоверность в изложении фактов и полнота информации.
Обращение педагога к группе: Назовите отдельные положения кодекса профессиональной этики журналиста и оператора.
Обучающиеся отвечают: обязаны соблюдать законы своей страны. Признавать и уважать право физических и юридических лиц не отвечать на вопросы. Сохранять профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Уважать авторские права. Придерживаться принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное. Обязаны избегать употребления оскорбительных выражений и др.
Обращение педагога к группе: сформулировать определение – «Профессиональная этика журналиста и оператора».
Обучающиеся отвечают: профессиональная этика – этические принципы, которых журналист и оператор должны придерживаться в своей профессиональной деятельности. Они нашли свое отражение в кодексе.
5. Подведение итогов (рефлексия, оценка)
Метод рефлексии «Зеленый, синий, красный».
Оценка занятия.
Педагог предлагает заполнить анкеты, в которых необходимо поставить галочку около выбранного утверждения.
6. Домашнее задание
Домашнее задание: проанализировать и дать развернутый ответ на поставленный в карточке вопрос.
—————